В Украине автогаз намного дешевле бензина. Такого ценового разрыва быть не должно

С интересом наблюдаю и участвую в дискуссии вокруг изменения ставок акцизов на моторные топлива. Основная интрига находится по оси бензин-автогаз.

За последние семь лет потребление сжиженного газа выросло вдвое, а бензина – вдвое упало. Причина проста – акциз на газ в четыре раза меньше “бензинового” (52 против 213,5 евро/1000 л). 

Кроме того, огромный импульс потреблению газа дали нелегалы, которые в 2014-2015 годах начали продавать газ из каждой дырки, благодаря популистскому решению правительства Арсения Яценюка наложить мораторий на проверки бизнеса. Помните газовые бочки на каждом углу? Вот, это оно. 

В итоге, если до 2014 года газ стоил вдвое дешевле бензина и рос на 6-8% в год, то в 2014-2016-м временами был втрое дешевле и прибавил 63%!

И теперь мы чемпионы! Во всем мире! Треть продаж через автозаправочные пистолеты – сжиженный газ. Притом, что в крупнейших странах-потребителях этот показатель не превышает 12%.

Но это чемпионство печальное: 70% автогаза мы вынуждены импортировать, в основном из России и Беларуси. Еще один большой поставщик – Казахстан, откуда газ едет по территории той же России, которая в прошлом году уже дала понять, что может все быстро остановить. Хорошая вышла диверсификация, не правда ли?

Суть “акцизной” реформы в том, чтобы сблизить ставки акцизов на автогаз и бензин. Это остановит рост рынка сжиженного газа за счет использования бензина, спрос на который (с большим запасом) могут обеспечить наши НПЗ в Кременчуге и Шебелинке. Если ничего не предпринять, через год-два, как минимум, один из заводов остановится – бензин попросту будет некуда девать.

Есть в этой “акцизной” идее и определенная социальная справедливость: сегодня владельцы “бензиновых” машин платят вчетверо больше акциза, чем машины с ГБО, хотя и те, и другие используют одни и те же дороги, которые, внимание, строятся, главным образом, за счет топливных акцизов. 

Выходит, что ездят одинаково, но покупатели бензина строят дороги вчетверо больше, чем “ГБО-шники”. Как по мне, это несправедливо.

На сегодня есть уже несколько законопроектов, включая две основные заинтересованные группы. НПЗ предлагают оригинальный вариант – уравнять акциз на бензин, дизельное топливо и сжиженный газ на едином уровне 139 евро/1000л. Он максимально сблизит цены на бензин и газ, последний останется дешевле бензина, но фактически полностью закроет перспективу установки новых газобалонных установок. Они просто не окупятся. Дополнительные поступления в бюджет составят около 5 млрд грн.

На противоположном полюсе законопроект Нины Южаниной, которая уже не впервые лоббирует интересы продавцов сжиженного газа. Они предлагают не просто оставить текущее соотношение акцизов, но и законодательно зацементировать его на ближайшие годы. И если бизнес-интересы газовиков понять можно, то как стыкуется с риторикой партии Европейская солидарность, которую представляет Южанина, наращивание импорта энергоресурсов из России и удушение национальных производителей?

Компромиссным можно назвать проект главы парламентского комитета по ТЭК и ЖКХ Андрея Геруса: автогаз – 124 евро, дизтопливо – 139,5, бензин – 169,5 евро/1000 л. При таком варианте бюджет получит дополнительно 8,3 млрд грн, а сжиженный газ – длительную перспективу остаться на рынке, благодаря выгодности для машин с большими пробегами.

Итак, бензин дешевеет, газ – дорожает, но остается привлекательным для машин с ГБО, украинские НПЗ получают развитие вместо забвения, а Дорожный фонд – новые деньги.

Невероятно, но такой вариант вполне реален. Посмотрим, что получится на выходе после парламентской мясорубки.

Если Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Еще по теме

Published at Thu, 01 Oct 2020 16:52:39 +0000

Print Friendly, PDF & Email